Центр современного искусства «МАРС» находится между трех станций метро: м. Трубная, м. Цветной Бульвар и м. Сухаревская.
г. Москва, Пушкарев переулок, дом 5
Открыт ежедневно, 12:00–22:00
ЦСИ М'АРС представляет юбилейную выставку Константина Худякова, одного из основателей центра
С 23 января по 24 февраля 2025 года в Центре современного искусства М'АРС пройдет выставка основоположника отечественного цифрового искусства Константина Худякова.
Масштабная, наполненная метафорами и афористично-философским бэкграундом коллекция представлена в рамках юбилейного проекта «Рефракция реальности», приуроченного к 80-летию автора.
Выставка заслуженного художника РФ, вице-президента Российской академии художеств, президента Творческого союза художников России «Метафизические зеркала Худякова» начнется на первом этаже, а продолжится на Арт-мансарде.
В экспозиции будет представлено более двадцати произведений. Центральной работой выставки станет интерактивная мультимедийная инсталляция «Не ждали», которая включает в себя цифровую картину размером 220х550 см, созданную с применением технологии дополненной реальности (AR) и анимированием, с эффектом глубокого погружения в 3D-сцену данной композиции, которое будет демонстрироваться на расположенной рядом плазме.
Основа юбилейной выставки – визитные карточки мастера – стерео-лайт-панели. Уходя от стереотипов, Константин Худяков исследует многослойность трехмерного пространства, собирая, словно пазлы, осколки реальности в перевернутом отражении через феномен зеркала. Для Худякова зеркало – это не просто поверхность, оно становится мостом между мирами, площадкой для экспериментов с голографией, стереотехнологиями и визуальной поэзией. Science-art, словно айсберг, скрывает свои глубинные слои: за каждым цифровым панно – необъятное пространство, в котором тонко синхронизированы математические алгоритмы и творческая энергия художника.
«Свет замедляется при прохождении через среду, отличную от вакуума, такую как воздух, стекло, вода или человеческий мозг. Это происходит не из-за рассеивания или поглощения, а скорее из-за того, что, являясь электромагнитным колебанием, сам свет заставляет колебаться другие электрически заряженные частицы, такие как молекулы, атомы, электроны, – размышляет Константин Худяков. – Колеблющиеся элементы испускают свои собственные электромагнитные волны, которые взаимодействуют с исходным светом. В результате «объединенная» волна создает невероятные волновые «пакеты», которые проходят мимо наблюдателя с меньшей скоростью». Автор отмечает, что свет фактически замедляется, а в художественном произведении застывает, материализуется в объект, наполненный духом, сдетонированным из колебаний и рефлексии Художника. «Когда свет возвращается в вакуум и поблизости нет электронов, атомов, молекул или Художников, эффект замедления прекращается, и скорость света возвращается к своей обычной скорости и становится абсолютно безразличной и непонятной величиной...», – обращает внимание Константин Худяков. Эти размышления и послужили основой для творческого высказывания художника.
Проект реализован благодаря тандему автора с новаторской технологией оцифровки реальности и прогрессивным инженерным замыслом Алексея Горяева. Каждая работа в экспозиции – это сложный экспериментальный процесс: создание сотен снимков виртуальной камерой и затем последующее синтезирование изображений в стереопанели, которые зритель способен воспринимать без дополнительных устройств, ощущая объем и глубину образов напрямую. Художник отмечает, что это уникальная технология, которую в мире пока никто не освоил.
Зеркала Константина Худякова – это художественная лаборатория, в которой пересекаются философия, физика и искусство. Это некое путешествие в измерение, где реальность становится частью отражения, а отражение обретает форму.
Об авторе:
Константин Худяков родился в январе 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Закончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленная архитектура»). После окончания института (1971) по распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И. Ленина в Москве. В 1988 году вместе с группой художников создал первую в СССР частную галерею, которая стала ЦСИ М'АРС. К концу 1990-х годов полностью переключился на искусство с применением цифровых технологий. Сегодня Константин Васильевич Худяков является лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, находящимся в поисках новейших технических инструментов, осваивающим самые прогрессивные программы и технологии. Участник шести Московских и 54-ой Венецианской биеннале современного искусства (2011), а также многочисленных музейных выставочных проектов в России и за рубежом. Его работы хранятся во многих известных музеях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Центре современного искусства М'АРС, а также в художественных музеях Перми, Иваново, Калининграда, Ульяновска, Костромы, Тулы, Саратова, музеях современного искусства Вены и Братиславы.