FashionART

ЧТО ТАКОЕ ФЭШН АРТ

В долгих отношениях между Фэшн и Артом, Мода (Фэшн) всегда была «младшей сестрой». Великие кутюрье переносили образы, созданные художниками, на свои творения, совместно с художниками создавали новые модели, определяли стиль своей очередной коллекции по тому или иному течению в искусстве.

Художники также создавали моду, или напрямую, или в качестве приглашенных модными домами «контрибьюторов».

Достаточно вспомнить ставшими хрестоматийные примеры:

- костюмы Дягилевских сезонов, созданные Леонидом Бакстом, Натальей Гончаровой, nota-benМихаилом Ларионовым, Пабло Пикассо и другими; влияние русского авангарда на мировую моду;

- шляпу-туфлю Эльзы Скиапарелли 1937 году по идее Сальвадора Дали (в коллекции В и Альберт Музея в Лондоне);

- коллекцию 1965 года платьев «Мондриан» Ива Сен-Лорана (в коллекциях Райксмузеум Амстердама, В и А Музее в Лондоне, Метрополитена в НЙ);

- работу Такаши Мураками и Джефа Кунса для Луи Виттона,

- необыкновенный дизайн обуви архитектора Захи Хадид.

Но учебники – не единственный источник знаний. Стоит с интересом посмотреть на мир вокруг – и можно легко понять, насколько тесно и давно связаны мода и искусство.

При этом, однако, Мода традиционно считается легкомысленной, имитативной, эфемерной, коммерчески ангажированной, ориентированной в основном на поп-культуру, демократичной...

А Искусство – серьезным, благородным, интеллектуальным, «не для всех»….

Так ли это ?

Вглядимся повнимательнее:

- вот в огромном ангаре - большая прямоугольная платформа из неструганых досок. Резкое флюорисцентное освещение сверху… постепенно угасает… на подиум выходит модель в черном фраке. На ногах – как кажется – пара коричневых кожаных ботинок. Она доходит до конца подиума,…свет снова становится ярким… И все узнают Эйми Маллинз – чемпионку Паралимпийских игр. То, что выглядело кожаными ботинками, на самом деле – вырезанные вручную деревянные протезы. Эйми родилась без малоберцовых костей и в годовалом возрасте подверглась ампутации обеих ног ниже колен.

Дизайнер протезов – Александр МакКуин – для этого проекта использовал сохранившуюся в архивах информацию о работе Гринлинга Гиббонса, резчика по дереву, жившего в 17м веке.

И речь идет о презентации коллекции "N13" Маккуина в 1998 году.

Их было много других, и до и после. И каждый раз – вызов, скандал. МакКуина окрестили "хулиганом от Британской моды". Сам дизайнер обронил как-то: «Фэшн – это большой мыльный пузырь. Как мне иногда хочется его проткнуть!».

И всякий раз он заставлял думать и чувствовать:

– и когда принуждал собравшихся ВИПов, задержав шоу на два часа, разглядывать самих себя в зеркале – без музыки и каких-либо прочих "наполнителей", просто под звук, воспроизводящий пульс бьющегося сердца ("….я следил за этим на мониторе, все они старались не смотреть на самих себя….Как это было классно в фэшн индустрии – повернуть все это лицом к ним самим .!!!!» - McQueen, VOSS-show, 2001),

– и когда представил поэтический и мрачный панегирик своей «малой родине», Шотландии, - в осеннем показе 2006 года «The Widows of Culloden », и в другом шоу, «Изнасилование в горах Шотландии» 1995 года,

- и когда представлял варианты мутации человека вследствие экологической катастрофы в последнем своем шоу «Plato's Atlantis » в октябре 2009 года.

Прошедшая в 2011 году в Метрополитене в Нью-Йорке и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне ретроспективная выставка МакКуина « Дикая Красота » собрала беспрецендентное количество посетителей, около полумиллиона каждая. По словам куратора выставки, Эндрю Болтона, «как и его шоу, его фэшн побуждал крайне противоречивые реакции публики, часто дестабилизирующие и трансформирующие, превышающие наши способности самоконтроля и рационального восприятия».

Другим дизайнером, удостоившимся выставки в Метрополитен (2017), стала Рей Кавакубо («Ком де Гарсон»). Рей Кавакубо «.. размыла границы между фэшн и артом», - так высказался бывший директор Метрополитен Томас Кэмпбел.

Кавакубо, которая считается «самым важным» фэшн-дизайнером в мире, настаивает на том, что она «не делает одежды». Одно из ее шоу несколько лет назад так и называлось – «Not Making Clothes ». Многие ее модели одежды – «unisized » ; одно время она отказалось от использования зеркал в примерочных – с тем, чтобы клиент мог сосредоточенно «прочувствовать» одежду.

Она – концептуалист. Визионер. Создающий «носимые произведения искусства, которые используют тело так же, как скульптура – подставку или картина – стену» (Ann Binlot « Art of the In-Between » 23.06.2017).

В 2013, Карл Лагерфельд устраивал представление коллекции Шанель в Гран Пале в Париже. Называлось оно «АРТ». Журналисты и критики искусства, такие как Франк Перрен и Армель Леттурк, основатели Crash Magazine , в своих статьях писали, что своим шоу Лагерфельд «…иронично и интеллигентно подверг ревизии статус современного искусства сегодня..»; «…создал грандиозную постановку, которую можно считать полноправным художественным событием…», «… возвел фэшн-шоу в ранг «мета» - художественного произведения…» , «…взял все «языки» современного искусства и перемешал их»… Перрен и Леттурк делились своими ощущениями: «Мы как будто попали в художественную галерею… Шоу ничуть не походило на имитацию художественного процесса, оно превратилось в огромную галерею , выставляющую реальные произведения искусства» …..

О чем говорят все эти примеры ?

Как нам представляется, - о том, что в мире, где социальная жизнь вращается вокруг известности и лайков, самые талантливые из дизайнеров моды стали главными «поставщиками» имиджей, – как через «носимые предметы искусства» и ориентирующуюся на них массовую моду, так и через фэшн-перформансы. Возникла отдельная сфера культурной жизни, на стыке моды и искусства, которую можно назвать «Фэшн Арт».

Если вспомнить слова Марины Абрамович о разделении искусства на несущее «живую энергию» и хранящее «неживую» (live energy vs. still energy), где под «живой энергией» она подразумевала перформансы, то нельзя не признать Фэшн Арт наиболее ярким на сегодня и самым динамичным видом искусства. Другая авторитетная в современном искусстве персона – критик, писатель и главный редактор журнала «Art press» Катрин Мийе утверждает, что «искусство, в первую очередь, - это открытое пространство, сфера свободы мыслить и действовать по-иному, во времена, когда идеология и философия общества находится в кризисе…»

Видимо, и с этой точки зрения Фэшн Арт нельзя не признать полнокровной и полноценной сферой современного искусства.

Кроме перформансов и музейных выставок, Фэшн Арт в самые последние годы создал

- « Фэшн Театр » , самый свежий пример которого – «Фэшн Фрик Шоу» Жана-Поля Готье, которое в настоящее время и до 21 авпреля 2019 года дается в Париже в «Фоли Бержер»

- Фэшн-фильм и фестиваль фэшн-фильмов (первый фестиваль – в Барселоне в 2017 году)

- Фэшн –Опера – в июле 2016 года в Новосибирске состоялась премьера фэшн-оперы « Аида » режиссера Вячеслава Стародубцева.

Все эти формы Фэшн-Арт насыщаются самым свежим и актуальным социальным содержанием. Большинство художников-дизайнеров могли бы сказать влед за МакКуином (может , не так резко) : « поглощаю от общества и выплевываю обратно ».

Справедливости ради, но ни в коем случае не претендуя на полноту списка, необходимо назвать и других творцов Фэшн Арта – дизайнеров и художников:

Джон Гальяно, Вивьен Вествуд,, Петер Страйкен, Роберто Капуччи, Исей Мияки, Хусейн Чалоян, Фрида Калло, Виржил Аблох, « новотехнологичные »– Ирис Ван Херпен, Кейси Рис, Том Галлан, «экологичные» - Стелла МакКартни и другие. Создаваемый ими и доносимый до сознания миллионов "иконами моды" – такими как Дэвид Боуи, Йоко Оно, Леди Гага, Бьорк, Кейт Мосс, Карди Би и прочие, - ФЭШН АРТ приобрел черты самостоятельной, актуальной и необыкновенно притягательной сферы современного искусства.

Текст предоставлен агентством "Карредор Монако Лтд." www.carredor-monaco.com

ПРОЦИТИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Adobomagazine.com. (2018). Art & Culture: Rei Kawakubo/Comme des Garçons:Art of the In-Between | The Metropolitan Museum of Art | Adobo Magazine Online | Creativity, Advertising, Design, Media, Digital, Marketing, PR, Asia News. [online] Available at: https://adobomagazine.com/global-news/art-culture-... [Accessed 25 Dec. 2018].

Bolton, A. (2011) The Savage Beauty. Catalogue of the exhibition

CRASH Magazine. (2018). Karl Lagerfeld interview on art and fashion - Crash magazine. [online] Available at: https://www.crash.fr/karl-lagerfeld-interview-on-a... [Accessed 19 Dec. 2018].

Hagan, S. (2018). Interview: Marina Abramović. [online] the Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/artanddesign/2010/oct/... [Accessed 25 Dec. 2018].

Kawamura, Y. (2006). Fashion-ology. Oxford: Berg.

The Line. (2018). Art of the In-Between: Rei Kawakubo at The Met. [online] Available at: https://theline.com/blogs/stories/rei-kawakubo-at-... [Accessed 25 Nov. 2018].

McQueen, A. and Wilcox, C. (2015). Alexander McQueen. London: V & A Publishing.

Miller, S. (2007). Fashion as Art; is Fashion Art?. Fashion Theory, 11(1), pp.25-40.

Roberts, H. (1976). THE ART PRESS: Two Centuries of Art Magazines. Essays published for the Art Libraries Society on the occasion of the International Conference on Art Periodicals and the exhibition The Art Press at the Victoria and Albert Museum, London, edited by Trevor Fawcett and Clive Phillpot. (Art Documents Number One). London: The Art Book Company, 1976.THE CONNOISSEUR, Volume 191, Number 769, March 1976. ('The Art Press' special issue). Art Libraries Journal, 1(02), pp.48-51.

Почтовая рассылка
Подпишитесь на наши обновления и будьте в курсе
Email (*):
эл. почта
БИЛЕТЫ В ЦЕНТР МАРС
Заказать обратный звонок
Ваше имя (*):
Контактный телефон (*):
Комментарий:
Согласен с условиями обработки персональных данных